Дж. Нурбахш. Дыхание в суфизме
Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.
Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/
НАФАС
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.
Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/
НАФАС
В арабском языке для обозначения Дыхания используется термин "нафас". Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться).
"Как специальный суфийский термин Дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата'иф гхойюб), - поясняет Кошайри. - Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний. Суфии полагают, что "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт, "обладатель времени" (сахиб - э вакт) - начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними. Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическиммми состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара'ир)"
"Дыхание Мессии" - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души умирающие и порабощённые своими страстями.
Например, у Хафиза находим:
Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.
"Дыхание Божественной Милости" (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма'ани), то есть в неизменных архетипах (а'йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).
Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Ансари IV, с.80/
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являються всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма'-и джозийях), которые порождают архетипические сущности (а'йан) индивидуальных существ". /Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Ансари II, с.190/
В "Зеркале влюблённых" (Мир'ат-и 'ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говориться следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.233/
Ещё один термин - "непрерывность Дыхания Божественной Милости" (имтидад-и нафас рахмани). Тот же автор поясняет: "[Это выражение] обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.
Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шо'унат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ. /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.172/
Слова мастеров о дыхании
Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид) /Shimmel, op. cit., p. 192/
Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красотыы"/Машраб ал-арвах, с.199/
"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."/Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)/
Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:
Если Реальный Обьект
согласия любящего и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
сольётся воедино -
Пока Возлюбленная
не станет Дыханием влюблённого.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80 /
И в завершение - строки Джами:
"Единственная моя ценность - Дыхание, -
сказал ариф, твёрдый в вере. -
Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом: дыханием"./Хафт Ауранг, с.33/
ДАМ
"Дыхание Мессии" - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души умирающие и порабощённые своими страстями.
Например, у Хафиза находим:
Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.
"Дыхание Божественной Милости" (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма'ани), то есть в неизменных архетипах (а'йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).
Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Ансари IV, с.80/
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являються всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма'-и джозийях), которые порождают архетипические сущности (а'йан) индивидуальных существ". /Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Ансари II, с.190/
В "Зеркале влюблённых" (Мир'ат-и 'ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говориться следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.233/
Ещё один термин - "непрерывность Дыхания Божественной Милости" (имтидад-и нафас рахмани). Тот же автор поясняет: "[Это выражение] обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.
Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шо'унат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ. /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.172/
Слова мастеров о дыхании
Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид) /Shimmel, op. cit., p. 192/
Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красотыы"/Машраб ал-арвах, с.199/
"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."/Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)/
Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:
Если Реальный Обьект
согласия любящего и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
сольётся воедино -
Пока Возлюбленная
не станет Дыханием влюблённого.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80 /
И в завершение - строки Джами:
"Единственная моя ценность - Дыхание, -
сказал ариф, твёрдый в вере. -
Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом: дыханием"./Хафт Ауранг, с.33/
ДАМ
Слово "дам", как и "нафас", используется суфиями как специальный термин, означающий на персидском языке "дыхание". Часто оно синонимично выражению "ласковое Божественное Дуновение" (нафха-йе илахи), которое в свою очередь близко к "дыханию Божественной Милости", о котором шла речь выше.
"Дам" как синоним "нафасу":
Врачеватель Любовной страсти сочувствует,
Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,
но чего стоят его смягчающие средства,
если у тебя нет боли?
/Хафиз/
"Дам" чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен. Имея это в виду, Аттар говорит:
Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.
"Дам" как "Дыхание Божественной Милости"
или "Божественный Ветерок"
Это дополнительное значение слова "дам" происходит от высказывания Пророка: "Божественные ветерки от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"
Руми пишет:
Пророк сказал:
"Душистые духовные Дуновения
веют от твоего Господа
сквозь течение твоих дней:
Почувствуй эти моменты и улови их,
Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
дарует свою милость кому пожелает
и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении
и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
умирающая душа приходит в движение -
ниспосланное небом движение,
тонкое и возвышенное,
ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
они уклонились бы от несения его ноши.
Сквозь трепет этого самосущего,
Беспредельного Дуновения
услышь:
"Они отказались понести" залог,
ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,
обратившаяся в воду
от ужаса перед столь великой ношей. /Маснави-йе ма'нави II, 1951 - 1959/
Аттар пишет:
Если бы исток всех вещей
не находился в этом дыхании,
не было бы ни человека, ни мира.
Магриби пишет:
Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.
Санаи пишет:
Отцом Адама на земле было Дыхание,
которое несла в себе Мария.
Плоть - пропитана цветом Адама,
душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
пустые люди.
/Хадикат ал-хакикат, с.185/
"Благословенное Дыхание" (мобарак дам).
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих святых.
Есть некий человек в этом городе,
чьё Дыхание благословенно.
Немногие обладают таким же
благочестием.
/Анон/
"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен" (дам гханимат аст).
Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
/Саади/
Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
/Хафиз/
Материал взят из книги Джавада Нурбахша "Духовная нищета в суфизме" - Москва, Оптимус Лайт, 2000. Раздел "Дыхание".
"Дам" как синоним "нафасу":
Врачеватель Любовной страсти сочувствует,
Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,
но чего стоят его смягчающие средства,
если у тебя нет боли?
/Хафиз/
"Дам" чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен. Имея это в виду, Аттар говорит:
Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.
"Дам" как "Дыхание Божественной Милости"
или "Божественный Ветерок"
Это дополнительное значение слова "дам" происходит от высказывания Пророка: "Божественные ветерки от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"
Руми пишет:
Пророк сказал:
"Душистые духовные Дуновения
веют от твоего Господа
сквозь течение твоих дней:
Почувствуй эти моменты и улови их,
Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
дарует свою милость кому пожелает
и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении
и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
умирающая душа приходит в движение -
ниспосланное небом движение,
тонкое и возвышенное,
ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
они уклонились бы от несения его ноши.
Сквозь трепет этого самосущего,
Беспредельного Дуновения
услышь:
"Они отказались понести" залог,
ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,
обратившаяся в воду
от ужаса перед столь великой ношей. /Маснави-йе ма'нави II, 1951 - 1959/
Аттар пишет:
Если бы исток всех вещей
не находился в этом дыхании,
не было бы ни человека, ни мира.
Магриби пишет:
Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.
Санаи пишет:
Отцом Адама на земле было Дыхание,
которое несла в себе Мария.
Плоть - пропитана цветом Адама,
душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
пустые люди.
/Хадикат ал-хакикат, с.185/
"Благословенное Дыхание" (мобарак дам).
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих святых.
Есть некий человек в этом городе,
чьё Дыхание благословенно.
Немногие обладают таким же
благочестием.
/Анон/
"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен" (дам гханимат аст).
Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
/Саади/
Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
/Хафиз/
Материал взят из книги Джавада Нурбахша "Духовная нищета в суфизме" - Москва, Оптимус Лайт, 2000. Раздел "Дыхание".
суфизм, дыхание, нафас, джавад нурбахш, дам
- Просмотров: 18443